Можно говорить, что у ребенка в той или иной
степени нарушена привязанность, если налицо все или большая часть симптомов
реактивного нарушения привязанности (англ. reactive attachment disorder - RAD), перечисленных ниже:
Некоторые специалисты дополняют вышеперечисленные базовые симптомы такими:
Важно отметить, что у приемных родителей
таких детей тоже проявляются некоторые типичные "симптомы": например, они часто деморализованы и чувствуют беспомощность. Могут быть либо
эмоционально истощены, либо, напротив, постоянно раздражены. После безуспешных
попыток исправить поведение такого ребенка "просто любовью" приемные
родители начинают сомневаться в своей педагогической состоятельности, что приводт к срывам на ребенка.
Но после каждого срыва родителей захлестывает чувство вины, и круг повторяется. Ситуация
усугубляется тем, что у окружающих, не видящих всего комплекса отношений внутри
семьи, порой возникает ощущение, что родители почти враждебны по отношению к
приемным детям, и семья оказывается в еще большей изоляции.
По мнению автора сайта, ниже описан типичный
случай нарушения привязанности у приемного ребенка младшего школьного возраста и ее постепенного преодоления (публикация 2015 года из группы «На пути к усыновлению/волонтерству» в
Фейсбук):
Андрей появился в моей семье в январе
... года. Ему было 10, 5 лет, диагноз ДЦП. Так получилось, что я не смогла его
принять, он вызывал у меня физическое отторжение с первых дней. Но у меня такой
характер, что если сказала - забираю, значит забираю.. Поэтому, когда увидела
первый раз, почувствовала неприязнь, подумала - ничего, привыкну и забрала. Но
первые несколько месяцев все было не так критично.
Он постоянно писался, причем не в кровать, у
него нет недержания. Он просто забывал сходить вовремя в туалет, а когда уже
было невтерпеж, по пути в туалет он писал в штаны, на пол... Первое время я к
этому относилась как к данности, думала это следствие болезни, но месяцев через
7-8 я узнала, что он просто не считает нужным пойти в туалет, как только
почувствует желание писать. Ну и покакать в штаны или в ванную, когда мылся, он
тоже мог. Добавим к этому вранье, лень, стукачество на других детей, постоянное
- не я.
На фоне всего мое отторжение превратилось в
ненависть, он вызывал у меня отвращение, я начала срываться, пороть его. Он в
ответ еще тупел... Это был просто замкнутый круг. Конечно я понимала, что
наказания это не выход и запретила себе прикасаться к Андрею в гневе. Но от
этого было только тяжелее, наверное. Дикое отвращение накрывало от одного
взгляда на него. Я не говорю об прикосновениях... Пробовала писать другим
приемным мамочкам, советовалась, но облегчение было кратковременым... Нередко
накрывало желание вернуть его, хотя я понимала, что никогда этого не сделаю.
Этой осенью я попала к психологу, он не
специализировался на приемых детях.
У меня что-то отлегло. Нет, не
полюбила, но как-то приняла его таким, как он есть, перестала требовать хороших
оценок. Решила - я не волшебница и не могу творить чудес, он такой, какой есть,
не сможет ходить, учиться, работать - устрою в 20 лет в пансионат и буду его
навещать, дети его тоже не оставят...
С тех пор он не писается, учится на 4 и 5,
перестал врать. Начал намного лучше ходить. И вот когда у меня стало меньше
поводов его ругать и наказывать, а Андрей стал радовать меня хорошими оценками,
у меня отпустило отвращение.
В начале января был один инцидент, я вышла из
машины в магазин, Андрюха описался прямо в машине на сидение. Я поначалу
поднялась, как и раньше, наорала, было дикое желание выпороть. Но как-то быстро
взяла себя в руки, не стала нагнетать ситуацию, и все быстро пришло в норму.
Сейчас я не могу похвастаться любовью к нему,
но и отвращения, раздражения нет. А он это чувствует и начал раскрываться, у
него с лица ушло напряжение, он стал ходить по дому и петь. Бывают моменты, что
я без напряга могу обнять его, поцеловать. А ведь совсем недавно мне стоило
больших усилий просто прикоснуться к нему. Буду рада, если кому то будет
полезна эта моя история не любви".
В зрелом возрасте – в зависимости от личности
человека и особенностей его детства, – нарушение привязанности может
проявляться в двух основных формах:
Замкнутый тип. Такой человек переживает хронический
подавленный гнев и чувство потери. Другим людям он не доверяет, чрезмерно к ним
критичен и порой даже враждебен, но при этом любую критику в свой адрес
воспринимает "в штыки". С коллегами по работе сходится тяжело и, как
правило, предпочитает работать в одиночку. Не склонен к сопереживанию,
проявлению поддержки. Самого себя видит либо не достойным любви окружающих, либо
"слишком хорошим" для них. В отношениях с окружающими выбирает
пассивно-ускользающий тип поведения, эмоциональной близости избегает и даже
боится. Постоянные отношения воспринимает либо как угрозу собственной
независимости (ценность которой принимает для него маниакальные оттенки), либо
как бессмысленную трату сил и времени, либо как и то, и другое. Не склонен
идеализировать любовные отношения. Чтобы исключить личную жизнь, может
прибегать к "трудоголизму" как удобному предлогу.
Тревожно-cопротивляющийся тип. Склонен к навязчивой опеке, но при этом
считает, что "им пользуются" и "его недооценивают".
Отношения являются для такого человека главным источником чувства защищенности.
Быстро впадает в эмоциональную зависимость от партнера, полностью
"растворяется" в нем и в отношениях. Отношения идеализирует, требует
от партнера постоянного общения и доказывания искренности его чувств. Партнера
считает желанным, но непредсказуемым (иногда доступным, иногда нет).
При этом отношения часто считает
"неравными" и быстро их заканчивает. Очень чувствителен к отказу,
отвержению. Не умеет управлять своим гневом, подвержен сильным эмоциям, ревнив.
В отношениях с другими "собственник". Считает, что людей в целом
трудно понять. Не верит, что люди могут вести себя альтруистично. В глубине
души считает себя недостойным любви. Склонен к самоубийству, перепадам
настроения, анаклитической депрессии (депрессии, вызванной утратой эмоционально
значимого человека).
по материалам сайта http://www.attachmentdisorder.net