Симптомы нарушения привязанности

  1. Ребенок поверхностно  обаятелен. При инициативе со стороны родителей нежность не проявляет. Если и проявляет ласку, то обычно только потому, что хочет что-то получить.
  2. В отношениях с посторонними и незнакомыми людьми ребенок неразборчиво ласков и привязчив.
  3. Не испытывает привязанности и не проявляет доверия к человеку, который ухаживает за ним на ежедневной основе (особенно к приемной матери).
  4. Не смотрит в глаза при общении с родителями, кроме тех случае, когда лжет
  5. Склонен к интригам и манипулированию другими людьми. Стремиться командовать и полностью контролировать любую ситуацию.
  6. Часто действует из противоречия, постоянно нарушает установленные правила.
  7. Склонен к вспышкам гнева или истерикам, особенно в ответ на попытку взрослых ввести какие-либо правила или запреты.
  8. Проявляет повышенный интерес к темам смерти, огня, крови, разрушения.
  9. Жесток к животным, портит вещи, агрессивен по отношению к другим людям. 
  10. Склонен к членовредительству ("ауто-агрессия"), к "несчастным случаям". 
  11. Лжет об очевидном, притворяется, ворует. Не испытывает раскаянья, бессовестен. 
  12. Не способен отвечать за себя. Вину за свои поступки и проблемы обычно перекладывает на других. 
  13. Повышенно импульсивен, не умеет контролировать себя и не способен оставаться в границах поведения, установленных другими людьми.
  14. Страдает сильными перепадами настроения. Часто находится в пониженном настроении или в депрессии. 
  15. Не понимает или плохо понимает причинно-следственные связи (см. п. 11). 
  16. Проявляет необычные пищевые привычки, например, склонность в чрезмерных количествах запасать или прятать еду, склонность к обжорству или голоданию, поедание несъедобных вещей и т.д. 
  17. Страдает недержанием мочи (энурез) и\или недержанием кала (энкопрез). 
  18. Мало или совсем нет постоянных друзей, отношения со сверстниками неустойчивые. 
  19. Плохо учится. 
  20. Постоянно задает бессмысленные вопросы и "трещит языком". 
  21. Болезненно преувеличивает собственную значимость.
  22.  Самого себя чувствует беспомощной жертвой, а окружающих воспринимает как источник опасности.

Некоторые специалисты дополняют вышеперечисленные базовые симптомы такими:

Важно отметить, что у приемных родителей таких детей тоже проявляются некоторые типичные "симптомы": например, они часто деморализованы и чувствуют беспомощность. Могут быть либо эмоционально истощены, либо, напротив, постоянно раздражены. После безуспешных попыток исправить поведение такого ребенка "просто любовью" приемные родители начинают сомневаться в  своей педагогической состоятельности, что приводт к срывам на ребенка. Но после каждого срыва родителей захлестывает чувство вины, и круг повторяется. Ситуация усугубляется тем, что у окружающих, не видящих всего комплекса отношений внутри семьи, порой возникает ощущение, что родители почти враждебны по отношению к приемным детям, и семья оказывается в еще большей изоляции.  

По мнению автора сайта, ниже описан типичный случай нарушения привязанности у приемного ребенка младшего школьного возраста и ее постепенного преодоления (публикация 2015 года из группы «На пути к усыновлению/волонтерству» в Фейсбук):

по материалам сайта http://www.attachmentdisorder.net