Нарушение привязанности у детей-сирот и её восстановление в замещающей семье

Из выступления Л. Петрановской
на лекции в Сахаровском центре г. Москвы
1 июня 2012 года

Привязанность

Анна01.12.2013 18:58

Здравствуйте. Мы взяли нашу девочку в возрасте 3 лет 2 месяцев. Первую 2 недели дочка молчала как партизан, плохо кушала. Прошло 2 месяца.Сейчас защебетала, с едой как и все дети: что-то хочу, что-то нет. Меня беспокоят 2 нюанса:

(1) Дочь привлекает к себе внимание изнуряющим хныканием (например, дочь: "Сама буду одевать майку", я: "Ради Бога", дочь хнычет, швыряет майку в сторону и заявляет, что вообще не будет ничего одевать). Такие ситуации случаются по 100 раз на дню. Не знаю, как правильно себя вести в таких ситуациях.

(2) Беспокоит то, что при гостях малышка садится к малознакомому человеку на колени, пристает с просьбами "покатай", "покачай". Сегодня во время семейного ужина подошла к родственнице, которую видела 30 минут и заявила что писать пойдет только с ней, хотя в комнате присутствовали мы (мама и папа). Я встала, чтобы сводить её в туалет самой, но дочь наотрез отказалась. Многим льстит, что они мгновенно нашли общий язык с ребенком. Близкие норовят её побаловать, она с ними, конечно, вся лучезарный ангелочек, а когда баловство противоречит нашим внутрисемейным правилам, и я пытаюсь это пресечь - запрещаю ей и объясняю родственникам, что в нашей семье это не принято - дочка устраивает такой неприятный бунт на глазах у посторонних и льнет к ним еще больше. Я теряюсь, отчаиваюсь, расстраиваюсь и начинаю паниковать.

Подскажите как себя правильно вести в подобных ситуациях? Заранее спасибо. С уважением, Анна

Ответ:

Анна, добрый день!

Не исключено, что у вашей девочки в той или иной степени нарушение привязанности, но не будем скидывать со счетов и возможный «кризис трех лет»…Ситуация усугубляется вашей неопытностью и неуверенностью в своих силах. Напротив, ваши знакомые невольно (или сознательно, чтобы утвердиться за ваш счет) подрывают ваш родительский авторитет, как мне показалось. А девочка играет на этих противоречиях... Поэтому я бы посоветовала:

(1) Полностью исключить гостей по крайней мере в первые несколько месяцев – кстати, это стандартная рекомендация для детей с подозрением на нарушение привязанности.

(2) Внимательно прочитать книги Кека и Купеки, а также Нэнси Томас (раздел "Книги"), где вы найдете не только подробное описание симптомов нарушения привязанности, но и практические советы, в т.ч. по поведению дома и в гостях. В частности, если (после какого-то времени) и начинать гости, то не приглашать друзей к себе, а ходить с девочкой в гости к другим, чтобы у вас была возможность (и моральная готовность) немедленно гости покинуть, едва девочка попытается нарушить заранее установленные правила.

(3) Найти адекватного психолога для долговременного наблюдения и поддержки. Его задачей я бы видела: (а) вдохнуть в вас уверенность в своих силах и (б) постараться определить, что в поведении девочки является типичным проявлением «трехлетки», а что – симптомом нарушения привязанности. Советую вам попробовать написать Людмиле Петрановской (см. раздел "Центры психологической помощи"). Удачи!

С уважением,
Ольга Митирева

Анна, добрый день!

Не исключено, что у вашей девочки в той или иной степени нарушение привязанности, но не будем скидывать со счетов и возможный «кризис трех лет»…Ситуация усугубляется вашей неопытностью и неуверенностью в своих силах. Напротив, ваши знакомые невольно (или сознательно, чтобы утвердиться за ваш счет) подрывают ваш родительский авторитет, как мне показалось. А девочка играет на этих противоречиях... Поэтому я бы посоветовала:

(1) Полностью исключить гостей по крайней мере в первые несколько месяцев – кстати, это стандартная рекомендация для детей с подозрением на нарушение привязанности.

(2) Внимательно прочитать книги Кека и Купеки, а также Нэнси Томас (раздел "Книги"), где вы найдете не только подробное описание симптомов нарушения привязанности, но и практические советы, в т.ч. по поведению дома и в гостях. В частности, если (после какого-то времени) и начинать гости, то не приглашать друзей к себе, а ходить с девочкой в гости к другим, чтобы у вас была возможность (и моральная готовность) немедленно гости покинуть, едва девочка попытается нарушить заранее установленные правила.

(3) Найти адекватного психолога для долговременного наблюдения и поддержки. Его задачей я бы видела: (а) вдохнуть в вас уверенность в своих силах и (б) постараться определить, что в поведении девочки является типичным проявлением «трехлетки», а что – симптомом нарушения привязанности. Советую вам попробовать написать Людмиле Петрановской (см. раздел "Центры психологической помощи"). Удачи!

С уважением,
Ольга Митирева

Ключевые слова: Личный опыт