Идеальной средой для формирования
привязанности является семья.
В полноценной семье ребенок находится в
постоянном физическом и эмоциональном контакте с любящими взрослыми, к которым
он особенно привязан. Таких взрослых может быть немного, но именно они дают
ребенку чувство защищенности и безопасности, дают ему опыт переживания чувств, поддержку в трудную минуту и радость
разделенного успеха. Вне семейного окружения, без "только своей" мамы
или другого значимого взрослого, установление привязанностей крайне затруднено.
Если ребенок рос в благополучной среде, но неожиданно потерял мать или взрослого,
выполнявшего ее роль, отрицательный эффект на формирование привязанности может быть сглажен быстрым появлением новой фигуры привязанности.
Напротив, помещение ребенка в приют или детский дом с "обезличенным"
типом воспитания только усугубляет ущерб. Именно по этой
причине специалисты по детскому развитию все чаще выступают за институт
профессиональной замещающей семьи вместо детских домов (подробнее на www.namporadomoi.ru)
Самые непростые для коррекции случаи, когда у ребенка не было никакого опыта
привязанностей: например, с самого рождения он воспитывался в доме
ребенка, где не оказалось ни одного взрослого, способного стать эмоционально
близкой фигурой; или в родной семье вместо минимальной заботы и душевного тепла
ребенку доставались только побои, издевательства, а порой голод или
многодневное одиночество.
Нарушение
привязанности невозможно преодолеть "просто любовью" в даже самой
заботливой и доброжелательной приемной семье.
В отношении ребенка с
нарушенной привязанностью не работают привычные методы воспитания, основанные
на свойственном обычному ребенку желании нравится своим родителям, получать их одобрение
и избегать порицания. У ребенка с нарушенной привязанностью такая мотивация
отсутствует: он не научен сочувствовать, отдавать и получать любовь и нежность;
может быть физически и эмоционально агрессивен по отношению к приемным
родителям, новым братьям и сестрам, сверстникам; постоянно нарушает
установленные родителями правила и оспаривает их авторитет; ему бывают свойственны и другие крайне неприятные в быту привычки (
подробнее в разделе "Симптомы нарушения привязанности").
Все это – наследие тяжелейшего опыта выживания
в раннем детстве. Как научиться получать и отдавать любовь и нежность рядом с
матерью-алкоголичкой, которая в ответ на голодный плач либо бьет ребенка,
либо невнятно мычит (но так и не кормит)? Как можно оставаться ласковым и
слабым, если только агрессия отпугивает собутыльников родителей, задумавших
жестокий розыгрыш, травлю, а может и насилие против самого беззащитного
участника "посиделок"? Но если во младенчестве все эти навыки помогали
ребенку выжить физически, в эмоционально-душевном плане они превратили его в
"маугли". И чем старше становится ребенок, тем больше они начинают
тормозить его физическое и эмоциональное развитие, ведь когда всё внимание
уходит на постоянный контроль за окружающими и ожидание нападения, не остается
ни времени, ни сил на познание мира, игру и радость жизни (
подробнее в разделе "Что такое привязанность").
Естественно, такое поведение создает в
приемной семье атмосферу постоянного напряжения и конфликтов, и рано или поздно
бессилие, раздражение или чувство вины в отношении приемного ребенка достигает
такого уровня, что родители начинают задумываться о его возращении в детский
дом. Другим сценарием развития событий может быть уход одного из приемных
родителей из фактически разрушенной этим ребенком семьи.
Чтобы исцелить своего
ребенка и сохранить семейную гармонию, приемным родителям важно не только понимать истоки нарушения
привязанности, но и владеть особыми методами
"терапевтического воспитания".
Как подробно рассказано
в разделе "Что такое привязанность", формирование привязанности у ребенка проходит два
цикла - первого и второго года жизни. Когда нарушения цикла происходят уже на
первом году жизни, ребенок теряет базу, необходимую для прохождения цикла
второго года – нормальное развитие такого ребенка останавливается на
самых ранних этапах, свойственных младенчеству. В таких случаях первоочередной
задачей приемных родителей становится проживание вместе с ребенком пропущенных этапов развития "заново". Это позволяет ребенку сформировать
привязанность к новым родителям "с чистого листа". Только так можно научить ребенка доверять своим новым родителям и заставить его
"отпустить контроль", высвобождая силы для более конструктивных и приятных занятий.
Основные принципы
"терапевтического воспитания":
Воспитание ребенка с нарушением привязанности требует особого настроя, стойкости и творчества. Приемный родитель не несет ответственности за те проблемы, с которыми ребенок появился в его семье, но только он отвечает за то, чтобы создать условия для исцеления своего ребенка. В этом вам помогут книги и статьи о нарушении привязанности, большинство из которых вы можете скачать с этого сайта.
по материалам сайтов: http://www.usynovite.ru, http://www.attachmentdisorder.net, http://www.attachmenttherapy.com