Идеальной средой для формирования
привязанности является семья.
Только в полноценной семье ребенок находится в
постоянном физическом и эмоциональном контакте с любящими взрослыми, к которым
он особенно привязан. Таких взрослых может быть немного, но именно они дают
ребенку чувство защищенности и безопасности, являются источником его развития,
дают ему опыт переживания чувств, поддержку в трудную минуту и радость
разделенного успеха. Вне семейного окружения, без "только своей" мамы
или другого значимого взрослого, установление привязанностей крайне затруднено.
Если ребенок имел положительный опыт
воспитания в родной семье, но неожиданно теряет мать или другого человека,
выполнявшего ее роль, то последствия такого перерыва в формировании
привязанности могут быть сглажены быстрой заменой фигуры привязанности на новую.
Напротив, помещение ребенка в приют или детский дом с "обезличенным"
типом воспитания только усиливает отрицательные последствия. Именно по этой
причине с 1950х годов в странах Европы и США начал развиваться институт
профессиональной замещающей семьи, который за несколько лет практически
полностью вытеснил детские дома и приюты.
Бывает и так, что у ребенка нет никакого опыта
привязанностей: например, если с самого рождения он воспитывался в доме
ребенка, где не оказалось ни одного взрослого, способного стать эмоционально
близкой фигурой; или в родной семье вместо минимальной заботы и душевного тепла
ребенку доставались только побои, издевательства, а порой голод или
многодневное одиночество. Такие случаи самые сложные для коррекции случаи.
Для родителей важно понять, что нарушение
привязанности невозможно преодолеть "просто любовью" в даже самой
заботливой и доброжелательной приемной семье.
Дело в том, что в отношении ребенка с
нарушенной привязанностью не работают привычные методы воспитания, основанные
на естественном желании обычного ребенка нравится своим родителям, получать их одобрение
и избегать порицания. У ребенка с нарушенной привязанностью такая мотивация
отсутствует: он не научен сочувствовать, отдавать и получать любовь и нежность;
может быть физически и эмоционально агрессивен по отношению к приемным
родителям, новым братьям и сестрам, сверстникам; постоянно нарушает
установленные родителями правила и оспаривает их авторитет; ему свойственно и
много других крайне неприятных в быту привычек (
подробнее в разделе "Симптомы нарушения привязанности"
).
Все это – наследие тяжелейшего опыта выживания
в раннем детстве. Как научиться получать и отдавать любовь и нежность рядом с
матерью-алкоголичкой, которая в ответ на голодный плач ребенка либо бьет его,
либо невнятно мычить что-то в пьяном угаре? Как можно оставаться ласковым и
слабым, если только агрессия отпугивает собутыльников родителей, задумавших
жестокий розыгрыш, травлю, а может и что похуже против самого беззащитного
участника "посиделок"? Но если во младенчестве все эти навыки помогали
ребенку выжить физически, в эмоционально-душевном плане они превратили его в
"маугли". И чем старше становится ребенок, тем больше они начинают
тормозить его физическое и эмоциональное развитие, ведь когда все внимание
уходит на постоянный контроль за окружающими и ожидание нападения, не остается
ни времени, ни сил на саморазвитие, на игру, на радость жизни (
подробнее в разделе "Что такое привязанность"
).
Естественно, такое поведение создает в
приемной семье атмосферу постоянного напряжения и конфликтов, и рано или поздно
бессилие, раздражение или чувство вины в отношении приемного ребенка достигает
такого уровня, что родители начинают задумываться о его возращении в детский
дом. Другим сценарием развития событий может быть уход одного из приемных
родителей из фактически разрушенной этим ребенком семьи.
Чтобы сохранить покой в доме и исцелить своего
ребенка, приемным родителям важно не только хорошо понимать истоки нарушения
привязанности у их ребенка, но и владеть особыми методами
"терапевтического воспитания".
Как подробно рассказано
в разделе "Что такое привязанность"
, формирование привязанности у ребенка проходит два
цикла - первого и второго года жизни. Когда нарушения цикла происходят уже на
первом году жизни, ребенок теряет базу, необходимую для прохождения цикла
второго года – нормальное развитие такого ребенка "замораживается" на
самых ранних этапах, свойственных младенчеству. Именно поэтому первоочередной
задачей новых родителей становится переживание вместе с ребенком
"пропущенных" этапов развития. Это позволяет ребенку сформировать
привязанность к новым родителям "с чистого листа".
Когда родительские ожидания приведены в
соответствие с реальными способностями и уровнем развития ребенка,
родители смогут соединить нежную заботу о ребенке с жесткой внешней структурой.
Только так можно научить ребенка доверять своим новым родителям и заставить его
"отпустить контроль", высвобождая силы для более конструктивных, полезных
и веселых занятий.
Основные принципы
"терапевтического воспитания":
Воспитание ребенка с нарушением привязанности требует особого настроя, стойкости, творчества и сил. Приемный родитель не несет ответственности за те проблемы, с которыми ребенок появился в его семье, но только он отвечает за то, чтобы создать условия для исцеления своего ребенка. В этом вам помогут книги и статьи о нарушении привязанности, большинство из которых вы можете скачать с этого сайта.
по материалам сайтов: http://www.usynovite.ru, http://www.attachmentdisorder.net, http://www.attachmenttherapy.com