Привязанность - это стремление (и
способность) к длительной эмоциональной близости с другим человеком и
потребность эту близость сохранить.
Глубокие эмоциональные связи со значимыми
людьми служат основой и источником жизненных сил для каждого из нас. Потребность
в привязанности - т.е. в устойчивых позитивных отношениях со значимым взрослым
и ближайшим окружением - является жизненно необходимой для нормального развития
ребенка. Если привязанность сформирована, ребенок нормально развивается, учится
различать чувства свои и других людей, мыслит логически, развивает социальные
связи, развивает сознание, испытывает базовое доверие к миру, становится
уверенным в себе, лучше справляется со стрессом и переживаниями; меньше
завидует, не подвержен страхам; развивает чувство собственной значимости; испытывает
и проявляет любовь и нежность к другим.
Отвергаемые дети неблагополучны эмоционально —
и это гасит их интеллектуальную и познавательную активность, ведь вся их
внутренняя энергия уходит на борьбу с тревогой и приспособление к поискам
эмоционального тепла в условиях его жесткого дефицита. Как показали эксперименты
в нацисткой Германии, младенцы, оставленные без эмоционального тепла и
физического контакта, могут умереть в буквальном смысле этого слова – несмотря на
обильное питание и безупречную гигиену.
В первые годы жизни именно общение со взрослым
служит источником развития мышления и речи ребенка. Отсутствие адекватной
развивающей среды, плохая забота о физическом здоровье и недостаточность
общения со взрослыми приводит к отставанию в интеллектуальном развитии. Так как
развитие совести тоже основано на общем развитии мозга, при нарушении
привязанности совесть тоже формируется недостаточно или вообще не формируется.
В результате, дети, подвергшиеся жестокому
обращению или заброшенности в раннем детстве, не только лишаются детства и
теряют способность устанавливать и поддерживать близкие, теплые отношения с
другими людьми, но не получают и базовых социально-моральных принципов,
демонстрируя агрессивность и склонность к разрушительным поступкам.
К сожалению, нарушение привязанности не проходит
само собой, даже когда ребенок оказывается в новой семье, готовой дать ему
заботу и любовь. Более того, такие дети вырастают во взрослых, которые
глобально не доверяют миру и окружающим, так как уверены, что никто не сможет и
не захочет позаботиться о них (
подробнее в разделе "Симптомы нарушения привязанности"
).
Как формируется привязанность
Привязанность - это глубинный и всегда
взаимный процесс, в котором участвуют ребенок и мать (или другой постоянно
ухаживающий за ребенком взрослый). Для
выживания младенцу необходимы постоянный уход и внимание со стороны взрослых.
Под "уходом" в данном случае следует понимать не только кормление и
базовый гигиенический уход, но и прикосновения, взгляды и улыбки, движение
вместе со взрослым и первые "разговоры" родителя с ребенком.
В полноценной семье в первые два года жизни
ребенок многократно проходит через здоровый цикл формирования привязанности. Он
заключается в том, что как только у ребенка появляется какая-то потребность
(голод, холод, одиночество и пр.), он проявляет ее беспокойство или плачем.
Услышав плач, заботливая мама подходит к ребенку и успокаивает его, тем самым
удовлетворяя его потребность. Если этот цикл повторяется много раз и
соответствующие потребности ребенка каждый раз удовлетворяются нужным образом
одним и тем же взрослым, то ребенок начинает доверять ему. И это доверие
становится основой его дальнейшего развития. Кроме того, у ребенка формируется
тесная эмоциональная связь со взрослым, обеспечивающим благополучие и
безопасность.
Только при условии успешного завершения цикла
второго года ребёнок может научиться принимать ограничения, установленные
извне. И только пройдя оба цикла - как первого, так и второго года, - ребёнок
по-настоящему научиться доверять, отвечать взаимностью и управлять своими
эмоциями. Это именно то время, когда закладывается совесть, самооценка,
способность к состраданию и логическому мышлению. Нарушения в каком-либо из
циклов будут иметь последствия на всю последующую жизнь ребенка, если он не
получить своевременной педагогической и терапевтической поддержки.
Что может нарушить привязанность
Если ребенок имел положительный опыт
воспитания в родной семье, но неожиданно теряет мать или другого человека,
выполнявшего ее роль, то последствия такого перерыва в формировании
привязанности могут быть сглажены только при условии быстрой замены фигуры
привязанности на новую. Но если в родной семье вместо минимальной
заботы и душевного тепла ребенку доставались только побои, издевательства, а
порой голод или многодневное одиночество, то у ребенка никакого опыта
привязанностей так и не возникает, а значит он не научается сочувствовать,
отдавать и получать любовь и нежность; может быть физически и эмоционально
агрессивен по отношению к новым родителям и братьям с сестрами; постоянно
нарушает установленные родителями правила и оспаривает их авторитет. Это
поведение – не вина ребенка, а наследие тяжелейшего опыта выживания в раннем
детстве.
Как научиться получать и отдавать любовь и нежность рядом с
матерью-алкоголичкой, которая в ответ на голодный плач ребенка либо бьет его,
либо невнятно мычить что-то в пьяном угаре? Как можно оставаться ласковым и
слабым, если только агрессия отпугивает собутыльников родителей, задумавших
жестокий розыгрыш, травлю, а может и что похуже против самого беззащитного
участника "посиделок"?
Но хотя эти навыки помогают ребенку выжить
физически, в эмоционально-душевном плане они превращают его в
"маугли": ведь когда все внимание уходит на постоянный контроль за
окружающими и ожидание нападения, не остается ни времени, ни сил на
саморазвитие, на игру, на радость жизни.
Аналогичный негативный эффект может иметь и
воспитание с рождения в приюте или детском доме с "обезличенным"
типом воспитания, где невозможно найти какого-то одного взрослого, способного
стать эмоционально близкой фигурой для ребенка (т.н. эффект «госпитализма»).
Выдержки из
статьи Натальи Черновой "Детский дом – это болезнь", опубликованной в "Новой газете" № 10 от 30 января 2013 года
.
Клинический психолог Татьяна Морозова и детский невролог Святослав
Довбня — разработчики образовательных программ по раннему вмешательству и
вопросам психического здоровья младенцев. Сертифицированные преподаватели
программы «Зрелое родительство» (Mellow
Parenting,
Великобритания), члены Всемирной ассоциации психического здоровья младенцев,
Международного общества раннего вмешательства, Европейского общества детской и
подростковой психиатрии. В качестве консультантов и тренеров принимают участие
в проектах, направленных на создание служб помощи семьям в России и странах
ближнего зарубежья.
Морозова: К
сожалению, в России еще слишком устойчив такой стереотип: если дать ребенку
еду, медицинское обслуживание и уход в детдоме, то можно сделать его детство
вполне счастливым. Это категорически неверно.
Довбня: Дело в
том, что нахождение ребенка в любом учреждении интернатного типа — такая же
медицинская проблема, как дизентерия или грипп. Это болезнь, которую надо
лечить. По МКБ-10 (международной классификации болезней, которой Россия
пользуется последние 10 лет) она называется «отставание в развитии и
эмоциональные нарушения, возникающее в результате дефицита индивидуальных
отношений». У младших детей это состояние называют «нарушением привязанности».
Мы точно знаем, что основная биологическая потребность
первых трех лет жизни человека — это свой индивидуальный взрослый, и абсолютно
не важно, родил ли он этого ребенка или усыновил. Этот человек, находясь рядом
с ребенком, постоянно сфокусирован на нем, подстраивается. Что значит
подстраивается? Представьте, что кто-то любит кашу, а кто-то картошку, кто-то
засыпает быстро, а кого-то надо укачивать. Взаимная «настройка» ребенка и
взрослого и называется «формированием привязанности». Обрести такого близкого
человека в детдоме ребенок не может по определению. А пока такого человека не
будет, любые вливания — финансовые, материальные, — к сожалению, бессмысленны.
Морозова: Уже
через несколько секунд после рождения малыш пытается искать человека, с которым
он готов устанавливать отношения. Это врожденный механизм, необходимый для
выживания. Исследования показали, что только что рожденные дети из всех других
изображений выбирают лицо. То же происходит и со звуковыми стимулами — шум,
треск, музыка его не заинтересуют. Он будет реагировать отчетливо на голос,
обращенный к нему. Получается, что установить общение — это врожденная
потребность.
Так как маленький человек сам выживать не
может, то взрослый нужен для того, чтобы вовремя понимать потребности младенца.
Если взрослого нет, ребенок вынужден с этим как-то сам справляться. Когда дети
в домах ребенка устают или пытаются уснуть, они сосут палец и раскачиваются в
кроватках, пытаясь успокоить себя.
Самое страшное бывает в доме ребенка.
Подходишь к отказничку, берешь на руки, а он как бревнышко. Никак не реагирует,
потому что к этому возрасту, к полугоду, он перестает реагировать на контакт,
он уже устал надеяться, что кто-то возьмет его на руки и будет рядом. Он
заблокировался. Он не доверяет. Некоторые дети вообще отказываются есть и
погибают. Иногда мы приходим в новый дом ребенка,
где еще не были. И практически всегда наблюдаем одну картину. Все детки в
группе маленькие, худенькие, как будто кто-то их обворовывает (хотя это не
так), и среди них один такого же возраста, но на голову выше, сильнее, и речь у
него есть. И это всегда оказывается ребенок, которого изъяли из семьи. А
изымают из семьи в крайних ситуациях. Но даже выдернутый из неблагополучия,
этот ребенок разительно отличается от остальных, потому что там были
индивидуальные отношения. Он на год старше выглядит.
Довбня: [Помимо
отсутствия индивидуального взрослого,] самая большая проблема группового ухода
— в отсутствие подстройки под конкретного ребенка. Дома, даже в бедной семье,
есть выбор: хочешь водички или компотик, не нравятся шерстяные варежки, давай
найдем другие. Каждый раз маленький ежедневный выбор и подстройка под человека
формируют его. И, оказывается, даже небольшое изменение этого алгоритма
способно влиять на ребенка.
Морозова: Исследования
мозга, проведенные рядом международных исследовательских групп, показали, что
[ежедневная "ломка" внутренного ритма и физиологических потребностей
ребенка, неизбежная в условиях группового ухода, а также отсутствие близкого
человека, создает у ребенка] постоянный стресс, [который] приводит к изменениям мозга,
которые в первую очередь отвечают за понимание собственных эмоций и намерений
других людей. И есть критический возраст, после которого изменения к лучшему не
то чтобы невозможны, но требуют очень много времени, денег и усилий. Короче
говоря, если в первые два года жизни ребенок из детдома не попадет в семью, то
его реабилитация будет очень сложной.
Исследования, и российские, и
зарубежные, показывают, что ребенок за месяц пребывания в подобном учреждении
теряет один пункт IQ, а за год — 12. Ребенок с изначально нормальным интеллектом к
определенному возрасту будет иметь проблемы с развитием, а если есть врожденное
поражение головного мозга, то проблем с интеллектом прибавится еще больше.
Своевременный перевод ребенка в семью приводит к тому, что показатели
интеллектуального развития начинают выравниваться. Еще у бывших
детдомовцев быстрее запускаются механизмы старения. Выяснилось, что чем дольше
ребенок находится в такой ситуации, тем в будущем он будет более подвержен
специфическим заболеваниям — диабету, ожирению, проблемам с сердцем.
Довбня: Я,
как врач, раньше предполагал, что у таких детей страдают в основном
эмоциональная и познавательная сфера. Сейчас мы знаем, что ребенок, который
растет без семьи, испытывает постоянный стресс. Это вызывает у него выделение
специфических гормонов стресса. Один из них — кортизол — токсичен для клеток
мозга. Стресс воздействует на три основных жизненно важных процесса: нарушается
переваривание и усвоение пищи; снижаются сопротивляемость к инфекциям и
способность к обучению. У этих детей притормаживаются механизмы роста, даже
если они съедают пищи больше по объему, чем их сверстники из семей. И педиатрам
иногда приходится детям, которые вышли из домов ребенка и попали в семью,
назначать гормоны роста, чтобы они начали расти. Но что характерно: диагноз
«нарушение привязанности» этим детям никогда не ставится, его заменяют
множеством других. А если бы ставили верный диагноз, было бы понимание, что и
помощь нужна другая. Даже самый богатый дом ребенка, обладающий полным
штатом сотрудников и логопедов, с потрясающими методиками и кабинетами, будет
выпускать детей с такими нарушениями.
Об этом же говорит и заведующий кафедрой социальной адаптации и психологической коррекции личности Санкт-Петербургского государственного университета, профессор Рифкат Мухамедрахимов (
статья Ольги Алленовой "Мы создали модель семейного типа", "КоммерсантЪ-Власть", 8 апреля 2013 года)
:
Достаточно быстро мы поняли, что в доме ребенка очень высокий уровень медицинского обслуживания, хорошее питание, профессиональный персонал: воспитатели групп, педагоги-дефектологи, которые ведут занятия с детьми, медсестры и врачи. Но, несмотря на это, дети отстают в развитии, и не только в психическом, психологическом развитии, но и в развитии росто-весовых характеристик. По накопленному опыту мы к тому времени уже знали, что вне зависимости от того, какой ребенок, имеет он медицинское или генетическое заболевание или нет, какой степени тяжести его нарушение, развитие в первые месяцы и годы жизни напрямую связано с тем, есть ли у ребенка близкий взрослый. И мы обнаружили, что у детей в домах ребенка такого близкого человека нет.
Ребенок сегодня видит ту медсестру, которую увидит только через три дня. Ни о какой стабильности и постоянстве взрослых здесь нет речи. Воспитатель работает 10 часов, через день, это график, который предполагает, что ребенок видит его не каждый день. Врачи и дефектологи посещают детей ежедневно, но при этом индивидуально ребенку уделяют немного времени. Таким образом, с детьми работают все, но у конкретного ребенка стабильного и постоянного взрослого человека рядом нет. Кроме того, общение сконцентрировано в основном вокруг режимных моментов, таких как подъем или укладывание, гигиенические процедуры, кормление, купание. А если мы посмотрим на качество общения взрослого и ребенка во время кормления, то оказывается, это общение связано только с тем, что взрослый выполняет функцию поместить в ребенка побольше пищи, и это никак не связано с тем, что ребенок должен получить от кормления удовольствие. В процессе взаимодействия с ребенком катастрофически мало используется речь. И это чаще всего речь директивная. Например: "Ешь, ешь".
Для ребенка важным моментом во время кормления или переодевания является взаимодействие лицом к лицу. Мамы ведь кормят так, что они видят, что с ребенком происходит, процесс общения у них происходит и во время приема пищи. А в домах ребенка такое общение происходит не часто: обычно ребенок повернут в сторону, иногда взрослый стоит над ним. Мы обнаружили также, что качество кормления в домах ребенка ухудшается от того, что взрослые часто используют элементы пренебрежения, насилия. Взрослый человек во время кормления может притрагиваться ложкой к очень чувствительной зоне вокруг рта, может запихивать ложку в рот ребенка со скоростью один раз в пять-шесть секунд.
Таким образом, в доме ребенка нет стабильного и близкого взрослого, у ребенка нет возможности устанавливать взаимодействие с ним, формировать близкие отношения, которые мы профессионально называем отношениями привязанности и которые повлияют потом на всю последующую жизнь этого ребенка — социальную, эмоциональную, познавательную, коммуникативную. А другого механизма развития личности в этом возрасте, кроме как понимание себя через общение с близким взрослым, просто нет.
по материалам сайтов: http://www.usynovite.ru, http://www.attachmentdisorder.net, http://www.attachmenttherapy.com